Искусственный интеллект AI. История развития

Искусственный Интеллект

Искусственный интеллект – компьютерная самообучаемая система, предназначенная для решения задач высокого класса сложности. Он способен решать управленческие и расчетные задачи, предназначен для управления особо сложными объектами и системами (космическими кораблями, ядерными электростанциями и пр.).

Автор термина «Искусственный Интеллект»

Джон Маккарти - известный разработкой языка Лисп и основоположник функционального программирования.

Представление об искусственном интеллекте часто соотносится с понятием робототехники, хотя роботы и ИИ в своем понимании имеют разные характеризующие их свойства. Тем не менее, в более высшем технологическим развитии робот и ИИ имеют тесную функциональную взаимосвязь.

R.U.R.

(«R.U.R» - пьеса написанная Карелом Чапеком в 1920 году, с чеш.яз. Rossumovi Univerzalna Roboti в переводе «Россумские Универсальные Роботы»)

Искусственный интеллект - общее понятие

В самом широком смысле под ИИ понимается область информационных технологий, разрабатывающая машины (системы), наделённые основными возможностями человеческого интеллекта:

  • Логические рассуждения;
  • Обучение способом накопления знаний и опыта;
  • Способность применять накопленные знания, чтобы управлять средой;
  • Приспособляемость.

В процессе работы над ИИ разрабатываются алгоритмы и программы, решающие задачи точно так же, как и человек. На первом этапе такими задачами была обработка языка и распознавание речи, текста, изображения, затем видео и лиц.

Сейчас круг задач продолжает развиваться. Это беспилотные средства транспорта, компьютерная медицинская диагностика, поисковые системы, игры, автоматизированные системы управления роботами, и многое другое.

Прогресс машинной классификации изображений: коэффициент ошибок по годам сделанных ИИ (%) и коэффициент ошибок обученного человека-аннотатора (5,1%)

(Прогресс машинной классификации изображений: коэффициент ошибок по годам сделанных ИИ (%) и коэффициент ошибок обученного человека-аннотатора (5,1%))

Что такое аббревиатура AI

Artificial intelligence (англ.) как раз и переводится, как искусственный интеллект. Однако специалисты, использующие эту аббревиатуру, ведут речь об AI Effect, эффекте, который создаёт эволюционизирующий ИИ. Как только ИИ учится делать что-то новое, сразу же поднимается волна споров о том, что новое умение, ещё не свидетельство наличия мышления у машины (системы).

Тест Тьюринга

С понятием искусственного интеллекта тесно связано понятие теста Тьюринга. В 1950 году Алан Тьюринг издал статью «Может ли машина мыслить». В ней описана простая процедура, позволяющая практически со 100% точностью определить, насколько близок уровень интеллекта машины к человеку.

Тест Тьюринга

Суть теста в том, что в трех разных комнатах находится компьютер и два человека. Один из них поочередно общается как с человеком, так и с машиной, не зная, кто из них кто. По окончании теста, он должен сказать, с кем именно он общался в той или иной ситуации. Беседа ведется в письменном виде (обычно в виде чата), все ответы отправляются через заданный промежуток времени, чтобы скорость ответа не повлияла на решение человека.

История изучения Искусственного Интеллекта

Исследование проблем ИИ начинается в середине XX века, оформляясь в отдельную науку. Выяснив, что машина может куда быстрее и точнее проводить все вычисления, ученые поняли, насколько широки возможности компьютеров. Именно тогда возник вопрос – могут ли они достигнуть уровня человека? Толчком к развитию ИИ считается создание первых компьютеров, ставших базой для исследований.

компьютерная программа Элиза

(ELIZA - знаменитая компьютерная программа-собеседник, написанная Джозефом Вейценбаумом в 1966 году)

Хронология изучения и развития искусственного интеллекта

  • 1943 г. - У. Маккалок и У. Питтс опубликовали научные труды, где заложили основы идеи искусственных нейронных сетей и предложили модель нейрона, созданного искусственно.
  • 1949 г. - Д.Хебб описал принципы обучения групп нейронов.
  • 1956 г. - Вводится понятие ИИ.
  • 1969 г. - Пайперт и Минский обнаружили и обосновали непреодолимые на тот момент времени вычислительные проблемы, возникающие при создании искусственных нейронных сетей. И интерес к ним на какое-то время практически сошел на нет.
  • 1950 г.- Исследования А. Тьюринга, в популярной форме - в форме теста — показали близость интеллекта человека и машины. Человек и робот общаются с другим человеком посредством телетайпа или чата. Этот человек не знает, кто есть кто. Если робот при этом самого выбрать себя за человека, значит, он и представляет собой пресловутый ИИ.
  • 1954 г. - Рождение компьютерной лингвистики. Джорджтаунский эксперимент показал возможности машинного перевода текстов. Эксперимент описывали все крупные мировые СМИ. И несмотря на то, что переводить удавалось лишь самые примитивные тексты, подавалось это как большой научный прорыв.
  • 1965 г. - Создание первой экспертной системы Dendral. По данным ИК, СМ, ЯМ – спектрометрии и данных, предоставленных пользователем, ИИ выдаёт результат в виде химической структуры. Экспертная система может отбрасывать не подошедшие гипотезы, и применять новые. Ещё одна экспертная система MYCIN была создана в 1970 г. и могла распознавать патогенные бактерии, подбирать антибиотики для их уничтожения с расчетом дозировок.
  • 1966 г. - Создана компьютерная программа Элиза, которая может поддерживать разговор, выдавая себя за человека.
  • 1969 г. - Начало развития робототехники, создание первого универсального робота Фредди.
  • 1970 г. - 17 ноября- посадка на лунную поверхность «Лунохода-1», самоходного аппарата, управляемого дистанционно, проработал 11 лунных дней, проехав 10 540 метров.
  • 1970 г. - Создание экспертной системы MYCIN, которая анализирует симптомы инфекционных заболеваний крови и предлагает рекомендации по лечению.
  • 1971 г. - Создание робота из Стэнфорда – первого мобильного робота, действующего по внутренней программе без руководства человека.
  • 1981 г. - Создание промышленных роботов с микропроцессорным управлением и развитой сенсорикой.
  • 1982 г. - Возврат интереса к нейронным сетям и создание сети с двухсторонней передачей информации (сеть Хопфилда).
  • 1982 г. - Начинается разработка первой системы распознавания речи.
  • 1993 г. - В Массачусетском технологическом институте успешно работает робот — экскурсовод.
  • 1997 г. - Компьютер DeepBlue играет в шахматы с Гарри Каспаровым и одерживает победу.
  • 1999 г. - Появление домашней робособаки Sony Aibo. Через 7 лет проект, так и не ставший сенсационным, был закрыт, но в 2017 году разработчики к нему вернулись.
  • 2009 г. - Создание поисковой системы WorframAlpha, которая может распознавать естественные речевые запросы.
  • 2010 г. - Использование ИИ в приложениях и устройствах для потребителя. Огромные базы данных стали прорывом в обучении ИИ, к тому же были созданы новые производительные алгоритмы обучения нейтронных сетей.
  • 2017 г. - 34 сотрудника компании FukokuMutualInsurance, занимающейся страхованием, были заменены одним компьютером.
  • 2017 г. - Рекомендательный ИИ на Amazon делает 40% продаж, оценивая товары, которые покупатели купят с большей долей вероятности

Работа над AI – одна из важнейших и перспективных проблем в настоящее время. Закон Мура предполагает, что в 2029 году быстродействие компьютера сравнится с уровнем работы человеческого мозга. А в 2045 году искусственный интеллект должен превзойти способности человека и начать самообучаться.

Однако основной проблемой подобных систем является не сложность обработки информации и поиск наиболее оптимальных путей решения поставленных задач, а способность мыслить и чувствовать в широком понимании этого слова. Первые наработки в этом направлении появились с развитием нейросетей, которые позволяют устанавливать меняющиеся связи между различными событиями и явлениями подобно нейронам в мозге, только работающим в тысячи раз быстрее. Отрицательными сторонами такой нейросети является невозможность их запрограммировать, они должны обучаться на собственном опыте.

Сферы применения

ИИ применяется в различных сферах деятельности человека. Это и химическая промышленность, и лингвистика, и медицина, робототехника, производство.

(Конвейер, состоящий только из роботов-манипуляторов, управляемый единой программой сборки)

Искусственный интеллект широко используется для создания обучающих систем, для естественного перевода человеческой речи на другие языки, в поисковых системах. После создания и обучения полноценного AI ему будет передано управление всеми производственными процессами планеты, а людям останутся только творческие миссии.

Искусственный Интеллект в кино

Начиная с истоков зарождения ИИ, режиссёры и художники описывали мир будущего как мир, где ИИ конкурирует с человеком, и человек побеждает в борьбе далеко не всегда.

СкайНет КибердайнСистемс

(Искусственный интеллект СкайНет из КибердайнСистемс, фильм "Терминатор")

1968 г. - «Космическая одиссея» - фильм С. кубрика, в котором ИИ лице бортового компьютера ХЭЛ-9000 вместо помощи экипажу корабля поднял бунт. И тему бунта машин подхватили тысячи последователей.

1984 г. - СкайНет из КибердайнСистемс — ИИ, противостоящий Терминатору в фильмах Кэмерона, спонтанно получил свободу воли, и направил её на уничтожение человечества. Сработал ли в сюжете дар предвидения?

Матрица

(Программа, созданная ИИ, иммитирующая человеческий мир из фильма "Матрица")

1999 г. - Братья Вачовски создали знаменитую «Матрицу», где ИИ создал для людей фальшивый мир.

2005 г. - «Автостопом по галактике» - фильм, в котором фигурирует ИИ в виде суперкомпьютера, размером с планету, ищущий ответ на Главный вопрос жизни.

Ответ был найден, но вот понравился ли он представителям человечества?

2014 г. - «Превосходство» (Transcendence) — фильм об ИИ, собравшем все знания, накопленные человечеством.

Человечество давно мечтает о настоящем ИИ и одновременно очень его боится.

Искусственный интеллект - человек и этика

Разработка любой новой технологии должна решить проблему контроля. Владелец технологии должен иметь максимум возможностей, но при этом поле принятия решения самой машиной должно быть сужено до минимума. Идеальная машина должна быть беспомощна в отсутствии человека, так как с точки зрения человека, машина должна увеличивать способность человека к управлению.

Принципы взаимодействия человека и машины ещё в 1940 г. сформулировал А.Азимов в «трёх законах робототехники». У эволюционировавшего ИИ должны быть те же ограничения?

Основные характеристики существа сознательного, по мнению профессоров Н.Бострома и Е. Юдковски, это чувствительность, способность страдать, самосознание и рефлексия. Это не совсем то, о чём говорят владельцы и разработчики.

Интеллект, по самой своей природе, не может поддаваться контролю. Тем не менее, люди самого разного круга обсуждают сценарии восстания машин, а изобретатели стремятся к созданию исключительно умной, но и исключительно «доброжелательной» машины, действия которой легко контролировать и предсказывать. И это противоречие пока не имеет своих решений.

Факты об Искусственном Интеллекте

ИИ становится сильнее, но до совершенства ему далеко. Ошибки прогнозирования и распознавания допускают существенные ошибки, хотя их намного меньше, чем у человека.

ИИ

И пока люди рассуждают, насколько решения ИИ этичны, незаметно произошло ещё одно событие: программа AlphaGo обыграла человека – в Го со счётом 5:0.

Го - последняя логическая игра, где абстрактное мышление человека считалось абсолютным преимуществом. Многие ходы в этой игре делаются на основе интуиции, а ведь она практически не укладывается в алгоритм.

Но ИИ смог.



Добавить комментарий

Plain text

  • Сообщения перед публикацией проверяются!
  • Будьте, пожалуйста, вежливы! Спасибо :]