Военные роботы. История развития

военные роботы

Больше сотни лет ученые в области военной науки пытаются заменить человека на поле боя и возложить его функции на боевого робота. В идеале умный механизм должен стать более функциональной заменой: быть более точным, выносливым, а главное - легко заменимым на другое устройство.

Современный военный робот - специальная боевая машина, управляемая оператором либо искусственным интеллектом (набором алгоритмов), предназначенная для уничтожения живой силы, бронетехники, летательных аппаратов и судов противника.

Правовые аспекты. Аргументы за и против

Как у десятков и сотен других новшеств, у роботизированных воинов есть защитники и противники. Первым нравится идея максимально сократить потери в людях, вторые, например,  против нарушения трех основных законов робототехники Айзека Азимова из его рассказа “Хоровод”:

Три закона робототехники Айзека Азимова

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Причины “За использование роботов”

Защитники идеи использования роботов приводят несколько доводов:

  • Легче и дешевле изготовить нового робота, чем заново обучить высококвалифицированного специалиста;
  • Механические устройства способны работать в сверхагрессивных средах (в космосе, в условиях высокой радиации, на больших глубинах под водой);
  • Роботы выносливее, способны работать на максимальных нагрузках продолжительное время;
  • Современная аппаратура, устанавливаемая на роботизированные платформы, обладает большими возможностями, чем органы человека.

Аргументы “Против”

  •     Робот на современном этапе развития не способен принимать решения на уровне человеческого интеллекта.
  •     Современные машины испытывают сложности в разделении “комбатант/некомбатант”, “свой/чужой” в условиях реального боя, что может привести к неоправданным потерям, в том числе - гражданского населения.
  •     Дрон можно перехватить, используя специальную аппаратуру, и сделать из него дополнительную боевую единицу.
  •     Существует опасность изменения поведения машины из-за технических сбоев, а также использование робота оператором против своих либо мирного населения.

Боевой шагоход AT-AT из фильма Дж. Лукаса "Звездные войны"

(Боевой шагоход AT-AT из фильма Дж. Лукаса "Звездные войны")

Хронология развития военных роботов

Попытки создать машину, способную вести бой без присутствия экипажа, предпринимались еще в 19 веке.

Наземные боевые роботы

Наземные боевые роботы

1934-1940 г.г. Идею использовать бронетехнику на дистанционном управлении впервые опробовали советские инженеры-конструкторы. Для этого было использовано шасси английского образца “Виккерс”, на основе которого выпускались несколько моделей легких советских танков. Рабочая связка состояла из двух машин: ТТ (телеметрический танк) и ТУ (управляющий танк). Управление осуществлялось по радио из ТУ на расстоянии до 1500 м. Беспилотник был вооружен пулеметами, огнеметами, устройствами для постановки дымовой завесы. В ходе испытаний выявлены многие недостатки. Так, на качество управления влияли помехи, электромагнитное излучение линий электропередач, пересеченная местность. Единственный известный случай боевого применения радиотанка - Финская война.

Апрель 1942 г. - Начало серийного производства самоходной мины «Goliath E». Первые образцы серии Е (Sd.Kfz. 302) приводились в действие электродвигателями, были способны пройти расстояние до 1,5 км, управлялись по проводам. Каждая радиотанкетка несла 60-килограммовый заряд взрывчатки для уничтожения бронетехники и укрепленных объектов противника. Позже стали выпускать машины серии V с бензиновым двигателем. Последние образцы могли преодолевать ров глубиной 1 м и перемещаться на 6-8 км. Первое применение на территории СССР - сражение на Курской дуге.

 1990-2000 г.г. - Конструкторские бюро стран-членов НАТО выпускают перспективные роботизированные платформы на колесных и гусеничных шасси. Машины оснащают несколькими типами датчиков (тепловизионными, оптическими, электромагнитными, GPS) для выполнения разведывательно-поисковых, диверсионных задач, поддержки пехоты и бронетехники, доставки малогабаритных грузов, эвакуации раненых с поля боя.

Отечественная линейка представлена несколькими дронами:

  • Мобильными робототехническими комплексами (МРК) различных модификаций, включающих модель для действий в условиях химического заражения и радиации;
  • Платформа-М (охрана объектов, разведка, ведение городского боя);
  • Уран - тушение пожаров, разминирование/постановка минных заграждений.

Беспилотные подводные аппараты

Беспилотные подводные аппараты

1898 г. - Никола Тесла изобрел радиоуправляемую подводную лодку, доставить заряд к кораблю противника. Технология изготовления была предложена представителям ВМС США, однако понимания не нашла. Как и многие другие изобретения гениального ученого, документация на робот-подлодку утеряна.

1935 г. - СССР. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения разработало и изготовило первый образец радиоуправляемой модели сверхмалой подлодки для проведения диверсий. Машина могла двигаться по заданному курсу на глубине до 10 м в течение 5 часов, в носовой части располагался фугасный заряд повышенной мощности. В 1937 году ученых, курировавших проект, расстреляли.

2015 г. - Подтвердились сведения о разработке отечественном роботе-субмарине “Цефалопод”. Машина предназначена для самостоятельного поиска и уничтожения подлодок противника при помощи магнитных торпед.

1 марта 2018 г. - Президент РФ В.В.Путин подтвердил существование проекта Т-15, который получил название “Посейдон”. Беспилотный дрон оснащен ядерной энергоустановкой, предназначен для доставки ядерного заряда к авианосным соединениям, береговой линии противника.

Беспилотные летательные аппараты

Беспилотные летательные аппараты

1910 г. -  Американским военным инженером Чарльзом Кеттерингом предложено использовать аэропланы как беспилотные бомбы. Для этого планировалось использовать специальный часовой механизм, который при подлете самолета к цели сбрасывал крылья.

1948 г. - спустя три года после окончания II Мировой войны американцы изобрели и запустили в серию БПЛА AQM-34 Firebee. Первоначально планировалось использовать дрон как учебную цель, но позже появились разведывательные и ударные модификации.

1953 г. - Конструкторским бюро им.Лавочкина начато проектирование беспилотника, получившего название Ла-17Р (радиоуправляемый). В качестве основы использовалась учебная мишень Ла-17. Беспилотный аппарат предназначался для фоторазведки местности. Усовершенствованный вариант Ла-17РМ получил более легкий и экономичный маршевый двигатель, который увеличил радиус действия беспилотника.

1964 г. - в серию вышел сверхзвуковой БПЛА для дальней разведки Ту-123 “Ястреб”. Дальность действия - свыше 3000 км.

1979 г. - Свой первый полет совершил малогабаритный беспилотный разведчик Эльф-Д.

1990-1999 г.г. - Отечественными авиаконструкторами выпущены линейки беспилотных вертолетов Ка-37, Ка-137. Помимо использования в военных целях, БПЛА применялись МЧС, геодезическими службами.

1997 г. - Для корректировки систем залпового огня, авиации и ствольной артиллерии, был сконструирован и выпущен серийно БПЛА Пчела-1Т.

2014 г. - На вооружение армии РФ начали поступать универсальные беспилотные комплексы “Орлан” и “Гранат”, способные выполнять широкий круг задач - от воздушных ударов по коммуникациям противника до дальней разведки.