Моноколесо. История, принцип работы

Моноколесо – это электрическое транспортное средство, оборудованное датчиками самобалансировки, имеющее единственное колесо с подножками по бокам. В Российских правилах дорожного движения оно не рассматривается, а человек, передвигающийся на нём, сопоставляется пешеходу.

Из истории

моноцикл

                Первые разработки подобной конструкции датируются 1884 годом. Тогда революционное устройство не заинтересовало инвесторов, и автор проекта был вынужден свернуть его.

                На протяжении всего  XX века профессиональные конструкторы и любители трудились над созданием прототипов современных моноколёс. Некоторые изобретения патентовались, но оптимальным вариант так и не был найден.

                Ситуация в корни переменилась в 2010 году. Когда на выставке современной техники в Америке компания Inventist представила модель Solowheel, которая произвела фурор и распространилась по всему миру.


                В наши дни моноколёса широко используются в Америке и Китае, там же и расположены крупнейшие производства. Эти устройства эксплуатируются ежедневно в качестве личного транспорта, которое можно взять с собой на работу, благодаря компактности и малому весу.

Принцип работы моноколеса

                При включении гироскопы выравнивают положение колеса относительно горизонтальной и вертикальной оси, устанавливая баланс. Человек способен интуитивно управлять моноциклом при помощи наклонов собственного тела.

принцип работы моноколеса

                При перемещении центра тяжести вперед колесо стремиться выровнять положение в пространстве за счёт движения в соответствующем направлении. Если немного отклониться назад, то скорость езды уменьшится или изменится траектория.

                Для того чтобы остановиться, человек должен выставить одну ногу и опереться на неё.

Устройство моноколеса

                Из-за полной симметрии конструкции, стороны моноколеса не подразделяются на переднюю и заднюю. Корпус изготавливается в основной из ударопрочного пластика с ручкой для переноса.

устройство моноколеса

В нём находятся:

  • Мощный электродвигатель (до 2000 Вт);
  • Аккумуляторные батареи с разъемом для подзарядки;
  • Гироскопы, реагирующие на изменение углов наклона конструкции и обеспечивающие баланс;

На верхнем основании размещены индикатор заряда батареи и кнопка включения. С обеих сторон установлены складывающиеся подножки, на которые встаёт пользователь.

Рабочие характеристики

  1. Максимальная скорость 14-35 км/ч;
  2. Мощность аккумулятора 100-1000 кВт*ч;
  3. Вес 10-20 кг
  4. Диаметр до 16 дюймов
  5. Максимальное расстояние поездки на одной зарядке 15-120 км;
  6. Дополнительные функции: обучающие дополнительные колёсики, фонарь для езды в тёмное время суток, радио, Bluetooth-колонка.

Классификация моноколёс

По типу передачи крутящего момента от двигателя к колесу различают следующие виды:

  • Прямой (более простая система передачи, меньшая вероятность поломок при низком уровне вибрации и шума);
  • Редукторный (уменьшенный размер двигателя, возможность передвигаться на дальние расстояния).

В зависимости от массы пользователя подбирается нужный диаметр колеса:

  • 12-14 дюймов при весе меньше 60 кг;
  • 14-16 дюймов при весе от 60 до 100 кг;
  • 16 дюймов подойдёт при весе свыше 100 кг.

Преимущества и недостатки

                Как и любой вид транспорта, моноколесо имеет свои характерные особенности. Некоторые из них положительно сказываются на использовании, а другие заставляют задуматься о приобретении.

Минусы:

  • Сложности при освоении. Не каждый человек с первого раза способен встать и поехать. Обучение, в зависимости от навыков, может занимать до нескольких дней;
  • Невозможность эксплуатации при температуре воздуха ниже -10 градусов Цельсия;
  • Неподвижность в отключённом режиме. Если аккумулятор полностью разрядится, то придётся переносить устройство в руках, т.к. колесо автоматически блокируется.

 

Плюсы:

  • Мобильность и компактность. Каждая модель не требует много места для хранения, её можно брать с собой в магазин, кафе или на работу. Особенно удобно переносить благодаря ручке;
  • Проходимость. Отсутствие дорожного просвета позволяет передвигаться по любому рельефу местности. В Китае даже организованы экскурсионные туры по горам на моноскутере;
  • Маневренность. В сравнении с велосипедом, при передвижении на моноколесе не нужно выбирать удобного маршрута. Оно проедет по самым узким пешеходным дорожкам. Достаточно высокая скорость до 30 км/час;
  • Доступный способ зарядки. Каждая сеть переменного тока напряжением 220В позволит наполнить аккумуляторную батарею;
  • Отсутствие вредных выбросов в атмосферу.