Робот Мария (Maria), "Метрополис", 1927

Maria

(Робот Мария в Зале Славы. Автор изображения: Jiuguang Wang)

Культовый человеко-робот Мария, указанный в титрах как Лже Мария, играет одну из главных женских ролей в немом черно-белом фильме «Метрополис». В этом фантастическом фильме на особый манер рассказывается история Вавилонской башни и именно робот Мария выступает антагонистом Марии. Робот Мария провоцирует общество из верхних слоев Метрополиса на греховные деяния, насилие и разрушение.

Произведение

Афиша фильма «Metropolis»

(Афиша фильма «Metropolis». Автор: UFA, 1927)

  • Фильм: Метрополис (Metropolis)
  • Год выхода: 1927
  • Режиссер: Фриц Ланг

Немецкий фильм «Метрополис» стал одним из самых знаменитых фильмов-утопий XX века, который оказал влияние на литературную и кинематографическую научную и социальную фантастику того времени. Фильм вышел на экраны 10 января 1927 года и собрал многочисленные положительные рецензии у критиков, а также зрителе. Но многочисленные показы и огромные сборы не смогли покрыть всех расходов на двухлетнее производство масштабной кинокартины. Именно это и стало причиной банкротства киностудии.

Описание Марии

Робот Мария в музее науки, Лондон

(Мария в музее науки, Лондон. Автор изображения: Matt Brown)

Изначально в фильме робот, а точнее бюст робота, принадлежал Хельге, жене правителя Фредерсона. И по его задумке создателя Ротванга, она должна была приобрести визуальные черты лица и тела именно жены правителя и бывшей возлюбленной Ротванга. Но после того, как правитель узнал о существовании Марии, девушки из низших слоев проповедующей историю Вавилонской башни бедным детям, правитель просит Ротванга сделать робота похожим на Марию. А в дальнейшем, по плану Фредерсона, этот робот должен был окончательно подорвать веру людей из низших слоев в светлое будущее.

Таким образом, роботу Марии предназначалось выполнять роль соблазнительницы, подстрекательницы и двойного агента.

Актерская работа

Бригитта Хельм

Роль Марии и робота-Марии в фильме Метрополис исполнила немецкая актриса Бригитта Эва Джизела Шиттенхельм, более известная как Бригитта Хельм. Именно эта роль принесла Бригитте славу и популярность. Интересно, что участию в этом фильме актриса обязана своей матери. Именно мама актрисы отправила фотографию восемнадцатилетней Бригитты культовому немецкому режиссеру, представителю немецкого экспрессионизма, Фрицу Лангу. Через три года после этого, неизвестную никому 21-летнюю девушку пригласили на пробы и утвердили на роль в фильме «Метрополис». Ошеломляющих успех двойной женской роли принес актрисе не только славу, но и контракт на десять лет от немецкой киностудии UFA - Universum Film AG.


Как заметила сама актриса в одном из интервью, во время проб режиссер Ланг подверг девушку, так называемой проверке. После того, как она вышла на площадку и под светом софитов произнесла свою речь, стоявший неподалеку актер неожиданно подошел к ней и громкими возгласами, абсолютно неожиданно, начал ее оскорблять. Так Ланг хотел увидеть настоящие эмоции и мимику актрисы перед утверждением на двойную роль. И реакция Бригитты, девушки с яркой внешностью и артистичной мимикой, не оставила равнодушным никого на площадке.

Прямые черты лица и классическая красота актрисы как нельзя лучше воплотили на пленке главную героиню Марию и её робота-прототипа Марию.

Статуя робота-Марии в Бабельсберге, Германия

(Статуя робота-Марии в Бабельсберге, Германия)

Работой над костюмом робота-Марии был занят Вальтер Шульце-Миттендорфом, профессиональный архитектор. Для изготовления костюма робота был взят специальный пластик, который застывал на воздухе. И готовые доспехи-костюм робота Марии в точности повторяют очертания и изгибы тела актрисы Бригитты Хельм, по которой была отлита гипсовая форма для изготовления костюма.

Во время съемок эпизодов с роботом Марией, целый штат ассистентов помогал актрисе в перерывах. В специальные пазы на доспехах костюма направляли струи прохладного воздуха с помощью фена, а чтобы актриса не упала в обморок от обезвоживания, ее отпаивали соками и напитками через трубочку.

Персонаж робота в культуре

Таким образом робот Мария в след за культовым фильмом получил всемирную популярность и признание. А сам образ робота систематически входит в десятку самых привлекательных роботов в кинематографе. Многочисленные версии «Метрополиса» с течением времени несколько модифицировали костюм и визуальный образ робота Марии, но общие черты прослеживаются между всеми моделями.